Секретные записки WEB-программиста




100mbru, bitrix, CentOS, cms, drupal, java, joomla, LAMP, linux, mysql, nicru, Open-Source, php, Red Hat, seo, Typo3, ubuntu, win, windows, авто, администрирование, алгоритмы, алкоголь, бизнес, битрикс, видео, военмех, выборы, германия, джино, домены, интересности, исследования, картинки, кино, компьютеры, ливия, магазин, маразм, мастерхост, обработка-изображений, пейнтбол, политика, политэкономия, прикольное-видео, программирование, путешествия, работа, религия, рунет, сайтостроение, сео, сми, технологии, украина, форум, хиханьки, холивары, хостинг

Правила видеомонтажа

28.08.2013

Правило красной линии

Когда-нибудь вы услышите, как люди говорят о правиле 180 градусов, "восьмерке" и недопустимости пересекать линию во время съемки сцены. Какую же линию они имеют в виду?

Если вы можете представить себе актера, прогуливающегося или бегущего в каком-то направлении, то вы можете отобразить путь движения в виде линии. Если два актера общаются между собой, то соедините точки, где они стоят, и продлите линию в продолжение этого соединения. Даже если на сцене много актеров, вы все еще можете провести линию, соединяющую две противоположные точки места действия.

Камера должна находиться только по одну сторону от красной линии (см. картинку)

Вся съемка должна происходить только по одну или другую сторону воображаемой линии. Подсознательно зрители формируют мысленную карту того, где на сцене располагаются актеры, и с первого основного плана будут держать в уме, что "Мария слева, а Иван справа".

Существует правило, что если одного человека снимать из-за правого плеча его собеседника, то второго надо показать из-за левого плеча первого". Такой прием съемки диалогов еще называют "восьмеркой" или "крестом".

Если вы возьмете крупный план Марии с другой стороны линии, неожиданно покажется, что она перепрыгнула на правую сторону сцены. Подобный вариант изменений серьезно введет зрителя в замешательство, и, как минимум, на мгновение отвлечет его от хода событий, пока он восстановит свое понимание позиций персонажей. Вам нужно избегать любых вещей, которые отвлекают зрителя от эмоционального восприятия в сцене.

Возьмем, например, мужчину, прогуливающегося по улице. Если первые кадры показали, что он идет справа налево, тогда все остальные кадры должны сохранить это направление справа налево. Если вы перепрыгните на другую сторону линии, возникнет ощущение, что персонаж вдруг передумал и решил вернуться туда, откуда пришел. Чтобы разорвать эту цепочку, можно добавить кадры, где мужчина движется прямо на зрителя или от него.

Сложности возникают, когда у вас группа актеров, расположенных по кругу в комнате, либо сидящих за столом. Теперь "линия" будет менять свое расположение в соответствии с динамикой ведения разговора. Затем режиссеру нужно осторожно спланировать, какой сделать охват, чтобы при монтаже можно было показать зрителю плавный переход к новой точке зрения, позволить наблюдателям осмыслить новое расположение "линии".

Правило красной линии - подробнее

Правило 180 градусов — базовое правило кинематографа, гласящее, что при съемке двух персонажей (или объектов) в одной сцене они должны сохранять единое (лево-право) взаимное расположение друг к другу. Другими словами, ракурс съёмки может меняться, но на разных кадрах один персонаж должен оставаться слева, второй — справа.

Если камера пересекает воображаемую ось, соединяющую два объекта, это называется пересечением линии. Новый кадр, снятый с противоположной стороны, называется обратный ракурс (reverse angle).

  • Если идет беседа двух персонажей, то проводим линию между ними;
  • если персонаж идет, то линия - это направление его движения;
  • если персонаж читает книгу, то линия проходит между его глазами и книгой;
  • если персонаж выходит из кадра, и в следующем кадре появляется вновь, то воображаемая линия проходит между сценами (если вышел налево, то входит справа).

Примеры

Взглянем на правило 180 градусов на примере диалога между двумя актерами. Если Оуэн (в оранжевой рубашке) находится слева, Боб (в синей рубашке) - справа, то Оуэну нужно всегда смотреть вправо, даже если Боб будет отсутствовать в кадре. Также Боб должен всегда оставаться лицом налево. При монтаже переход на другую сторону линии, где персонажи поменяются местами, дезориентирует зрителя и разрушит целостность сцены. Поэтому нарушают его крайне редко - часто ради комического эффекта.

На примере экшн-сцены, если автомобиль вышел из кадра вправо, в очередной кадр он должен въезжать с левой стороны. Если автомобиль появляется справа, то это снова приведет к замешательству и отвлекает зрителя.

Пример устойчивого использования правила 180 градусов можно обнаружить во многих советских фильмах о войне, где советские войска маршируют всегда справа налево, а вражеские - слева направо. Это связано с географическим расположением воюющих стран. Такая же особенность присутствует в фильме о Первой Мировой войне "Большой парад" (1925) режиссера Кинга Видора. В том случае в батальных сценах американские войска (прибывающие с запада) всегда отображаются марширующими слева направо по экрану, в то время как немецкие войска (прибывающие с востока) - наоборот.

Проблемы и решения

Правило 180 градусов позволяет зрителю визуально ориентироваться с невидимыми движениями и действиями, происходящими вокруг объектов и за кадром. Оно важно в повествовании батальных сцен. Одним из примеров визуальной дезориентации является батальная сцена из фильма "Звездные Войны. Атака Клонов" на Геонизисе.

Избежание пересечения линии является проблемой, и люди, изучающие профессию кинематографиста, должны бороться с ней. В приведенном выше примере с машиной можно решить проблему, вставив "буферный" кадр с движением объекта прямо на зрителя или от него. Либо пересечь линию в движении в одном кадре, чтобы зритель смог увидеть смену позиций. Если вы пересекли линию, вам нужно оставаться на той же стороне, пока через движение вы не вернетесь назад.

Стиль

В профессиональном производстве общепринятое правило 180 градусов является неотъемлемой частью стиля киномонтажа под названием последовательный монтаж. Правило не всегда соблюдается. Иногда фильммейкеры намеренно нарушают правило для создания дезориентации. Этим известен Стэнли Кубрик, например, в сцене в ванной из фильма "Сияние". Братья Вачовски, Тинто Брасс, Ясудзиро Одзу, Вонг Кар-Вай и Жак Тати также иногда игнорировали правило, как и Ларс фон Триер в "Антихристе".

Британские телеведущие Ant & Dec придерживаются этому стилю во всех своих выступлениях: Ant всегда слева, Dec - справа. Такой же принцип соблюдают участники японского поп-дуэта PUFFY.

Некоторые режиссеры утверждают, что воображаемые оси из этого правила могут быть использованы для формирования эмоционального напряжения сцены. Чем ближе камера расположена к оси, тем больше эмоциональное воздействие и вовлеченность публики.

Интересно поступили во второй части фильма Питера Джексона "Властелин колец" с Голлумом: этот персонаж разговаривал сам с собой, при этом "хороший" Голлум смотрел влево, а "плохой" - вправо. Зритель же воспринимал это как двух персонажей, беседующих между собой.

А вот еще один пример из фильма "Леон". В начале диалога Матильды с Леоном нарушается правило 180 градусов. Этим приемом режиссер пытается подчеркнуть первоначальное замешательство героя. Далее персонажи показаны с соблюдением правила.

Несколько персонажей

Для двух персонажей все достаточно просто. А что делать, если персонажей несколько? Нужно соблюдать правило и в этом случае. Когда вы снимаете "восьмеркой", и вам необходимо переключиться на других персонажей, то нужно это делать особенно внимательно.

Ниже приведен пример переключения камеры между тремя персонажами. Здесь идет следующая последовательность:

1) A обращается к B;
2) B отвечает A;
3) C что-то говорит B;
4) A отвечает C, затем поворачивается к B и говорит финальную реплику;
5) B думает о том, что сказали A и C;

Правило 30 градусов

Правило 30 градусов - базовая рекомендация при монтаже, гласящая, что камера должна менять угол как минимум на 30 градусов при съемке одного объекта в подряд идущих кадрах. Такой смены ракурса будет достаточно, чтобы добиться отличных друг от друга кадров и избежать скачка. Слишком большой угол смены ракурса может нарушить правило 180 градусов.

По словам Тимоти Корригана и Патриции Уайт в книге "The Film Experience", "Цель данного правила - придание особого значения мотивам смены кадра, давая существенно иной взгляд на действие. Переход между двумя кадрами с углом менее 30 градусов может быть воспринят как излишний или скачкообразный, одним словом, заметный." (2004, 130)

Данное правило - это на самом деле частный случай более общего утверждения, в котором говорится, что если два последовательных кадра являются слишком схожими, то теряется мотивация для обрезки. Уолтер Марч в своей книге "In The Blink of an Eye" утверждает: "Мы с трудом воспринимаем как резкие смещения, так и едва заметные. Например, переход от полноразмерного мастер-плана на чуть более урезанный, до ступней: новый кадр достаточно отличается от прежнего как сигнал чего-то изменившегося, но недостаточно отличается, чтобы заставить нас переоценить ситуацию." (2006, 6)

Следование этому правилу позволит смягчить эффект смены расстояния, например, при переходе от среднего плана к крупному.

Нарушение правила 30 градусов, так называемый скачок (jump cut) можно увидеть на этом примере (5:43).

Для достижения особого эффекта иногда специально нарушают правило, используя так называемый осевой монтаж (axial cut).

Перебивка

Перебивка (Cutaway / C.A.), или склейка на сторону - это разрыв последовательно снятого действия путем вставки кадра с чем-то иным. Обычно, чуть ли не всегда, перебивка используется во избежание скачка.

Метод

Перебивки не преследуют цели работать на драматургию фильма. Часто они нужны монтажеру для компоновки более длительного видеоряда. По этой причине монтажер выбирает перебивку, связанную с основным действием, например, другое действие или объект в этой же локации. К примеру, если основной кадр - это прогуливающийся по переулку мужчина, возможны перебивки с проходящим рядом котом или с женщиной, глядящей на мужчину из окна.

Использование

Наиболее распространенные применения перебивок в драматических сценах - это регулирование темпоритма, скрытие неудачных основных кадров, роль "буферного" кадра для скрейки двух разных дублей основного кадра. Например, сцена может быть улучшена обрезкой нескольких кадров во время паузы актера. Кратковременный вид слушателя поможет скрыть паузу. Или когда актер в некоторых эпизодах портит дубль групповой сцены. Вместо того, чтобы удалять хороший ряд, можно вставить в неудачных местах те самые перебивки.

Также перебивки часто использовались в старых фильмах ужасов вместо спецэффектов. Например, в кадре с отрубанием головы зомби сперва можно показать взмытый в воздух топор, затем крупный план актера, наносящего удар, и потом кадр с отрубленной головой. Джордж Ромеро, автор "Мертвецов", и Том Савини впервые реализовали спецэффекты, которые не требовали перебивок в этих сценах.

В телеэфире с новостями или в документальных работах используются перебивки как фикция. Часто для интервью используется лишь одна камера и она обычно направлена на интервьюируемого. Часто имеется только один микрофон. После интервью задававший вопросы обычно заново наговаривает на камеру свои вопросы, а также кадры для показа реакции интервьювера (кивки, улыбки и пр.), на ответы респондента. Эти кадры называются кивками (Noddy / N.S.) и также используются как спасательный вариант при монтаже в случае не совсем удачного основного кадра, заминки респондента, либо для придания большей динамики и интереса сцене.

Склейка на объекте

Склейка на объекте (Cut-In / C.I.) - это частный случай перебивки, в которой идет переход на часть снимаемого объекта, на деталь.

Может быть использована как монтажная метка, в качестве усиления эмоционального восприятия, пр. Например, движения рук, демонстрирующие воодушевление, волнение, беспокойство и т.д.

7 правил монтажа Эдварда Дмитрыка

  • Никогда не режьте без причины
  • Если не можете определиться с точным местом склейки, оставляйте более длинный кадр
  • Если это возможно, режьте всегда "в движении"
  • Лучше оригинально (fresh), чем банально (stale)
  • Все сцены должны начинаться и заканчиваться продолжающимся действием
  • Режьте по смыслу, а не по сочетаемости
  • Содержание первично - затем форма
  • Критерии монтажа Уолтера Марча

    6 основных критериев, влияющих на то, где резать и зачем резать. В порядке значимости:

  • Эмоции (51%) - соответствует ли обрезка тому, что, по мнению монтажера, должен прочувствовать в этот момент зритель?
  • История (23%) - развивает ли обрезка сюжетную линию?
  • Ритм (10%) - является ли обрезка "в данный момент ритмично интересным и верным" решением?
  • Взгляд / Eye-trace (7%) - соотвествует ли обрезка "положению и движению зрительского взгляда, вниманию зрителя внутри кадра"?
  • Двухмерная плоскость экрана (5%) - сохраняется ли правило 180 градусов?
  • Трехмерное пространство действия (4%) - достоверны ли физические/пространственные взаимные расположения в сцене?
  • Советы американских монтажёров

    Журнал Cinema Editor , перевод - fcpug.ru

    Выключение звука
    - Выключайте звук для более правильного монтажа.
    - Чтобы убедиться в том, что ваша история действительно работает, выключите всю фоновую музыку и посмотрите видео без неё. Все монтажные проблемы спрятанные темпом музыки сразу же дадут о себе знать.
    - Выключение звука при просмотре поможет вам лучше оценить монтаж.
    - При монтаже сцен с эмоциями, физикой и небольшим количеством текста, выключите звук и делайте монтаж без него. После монтажа включите звук и наслаждайтесь решением, которое бы никогда бы не пришло в голову елсли бы вы отвлекались на текст героев.

    Звук и видео
    - Никогда не отрезайте аудио в той же точке, что и видео, если не хотите, чтобы зритель увидел склейку.
    - При монтаже в такт музыке резать кадры на кадр вперёд такта.

    О сцене
    - Посмотрите на картинку в целом. Не работайте с одной сценой слишком долго, часто важна связка сцен а не одна. Смотрите несколько сцен сразу и вы увидите где проблема.
    - После завершения монтажа сцены внимательно посмотрите её и спросите себя: насколько действительно важными были монтажные склейки в этой сцене? Удалите всё лишнее, максимально упростив монтаж.
    - Решите сцену, не халтурьте.
    - Посмотрите материал перед тем как начать монтаж. Вы должны иметь представление о том, как хотите собрать сцену перед тем, как начнёте работать над ней.

    Остальные советы
    - Добавьте кадр или два, дублирующие движение при склейке от крупных к общим планам в экшн сценах. Это даст глазу время, чтобы найти эти действия.
    - Моргание глаз актёра в конце склейки может причинять дискомфорт, отрезайте кадр до моргания или оставляйте достаточно кадров после, чтобы склейка была ровной.
    - Не перестарайтесь с монтажом в сценах, когда общаются в кадре два или три человека. Говорящий не всегда должен быть в кадре, в самый драматичный момент лучшее решение, это показать слушающего, чтобы позволить зрителю тоже слушать текст, а не смотреть его.
    - Реакции очень важны для раскрытия истории.
    - Следуйте своим инстинктам.
    - Избегайте диалога по спинам людей, когда это возможно.
    - Будущее монтажа - внутри кадра.
    - Монтаж по движению часто маскирует несоответствия в кадрах и делают склейку более интересной.
    - Выспитесь. На свежую голову работается лучше.
    - Нет никаких правил.

    взято отсюда: http://snimifilm.com/almanakh/postproizvodstvo/tekhniki-vidy-i-priemy-montazha

    Правило красной линии
    Правило красной линии - подробнее
    Правило 30 градусов
    Перебивка
    Склейка на объекте