Вопросы проектирования сайта (задайте эти вопросы заказчику сайта).
- Главная
- >
- Статьи и переводы
- Вопросы проектирования сайта (задайте эти вопросы заказчику сайта).
- >
Первый сайт мы делаем как будто открывая для себя новый мир - мы овладеваем новым ремеслом и приобщаемся к новой для себя профессии. Второй-третий-пятый делаем на голой интуиции, испытывая удовольствие творца. Спустя некоторое время при взгляде на эти свои первые работы часто испытываешь неудовлетворение (это ещё мягко сказано) от того, как всё непродуманно сделано, как наивно.
Чем отличается сайт опытного разработчика от начинающего "хомяка" - только ли красивым дизайном?
Типичная ошибка веб-мастеров без большого опыта заключается в том, что они забывают, что сайт - это не только произведение искусства, но и интерфейс для работы с его содержимым
Грамотное проектирование определяет, сколько времени будет затрачено на создание сайта, переделку его под влиянием заказчика, советчиков и здравого смысла, а также на редизайн и изменение структуры в дальнейшем.
Важно представить себе каждый из последующих процессов и понять, что и в какой последовательности нужно делать. Перед началом работы нужно задать себе ряд вопросов (насколько длинным будет ряд — зависит от добросовестности разработчика) и максимально подробно ответить на них:
- Какова цель создания сайта? Для чего нужен этот сайт? Нужен ли он вообще? Каким образом сайт завязан на бизнес-процесс?
- Какая информация будет представлена на нем? Много ли ее там будет?
- Как лучше логически разделить разные порции этой информации на группы, чтобы посетитель без ошибок понял, в какой группе ему стоит искать нужное? Идеальным ответом на этот вопрос будет перечень всех страниц сайта (названий страниц) с группировкой по темам (разделам сайта).
- Что в сайте будет особенного по сравнению с подобными существующими? Если ничего, то все же почему он имеет право на существование? А если есть особенное, то почему бы не сделать это лейтмотивом работы?
- Для кого создается ли этот сайт? Для самой широкой аудитории (тогда эксперименты с интерфейсом и дизайном должны будут свестись к минимуму), для молодежи (приветствующей эксперименты и обожающей игры и нестандартные дизайнерские ходы) или для бизнес-аудитории (для которой важнее всего оперативный доступ к удобно рубрицированной и правильно дозированной информации)?
- Какого рода информацию будет искать посетитель на этом сайте? Нужно ли будет на нем что-то искать? Имеется ввиду - необходимость наличия поисковой системы на сайте (в любом виде - поиск по ключевым словам, поиск по заголовкам, полнотекстовый поиск и т.п.). Или достаточно логического разделения информации по страницам.
- Как помочь ему, если он сразу не нашел нужную информацию?
- Нужно ли снабжать его обилием дополнительной информации? Будет ли дополнительная информация подгружаться на ту же самую страницу в указанное место или потребует загрузки дополнительной страницы ?
- Нужна ли на сайте декоративная и иллюстративная графика? В каком объеме? Могут ли быть стратегически важные ссылки или фрагменты текста, схемы - решены в виде изображений?
- Нужна ли на сайте анимация (флеш или JavaScript)? Почему без неё нельзя обойтись? Какие функции она будет выполнять кроме отвлечения внимания?
- Готов ли заказчик оплачивать дополнительные работы по созданию анимации или флеша?
- Что стоит вынести на передний план, что дать анонсами, а что вообще спрятать на внутренних страницах сайта?
- Как именно информация будет разнесена на разные страницы? В чем логика такого разделения? Может ли сайт быть размещен только на одной странице с динамически подгружаемыми блоками информации? Что будет, если у пользователя будет отключен JavaScript?
- Будет ли на сайте время от времени изменяющаяся информация? Насколько часто она будет меняться? В каком виде лучше сделать архив старых сообщений (новостей, постов, объявлений), нужно ли его делать вообще?
- Как лучше организовать архив основных материалов? Все ли нужно держать на виду или часть стоит опускать за пределы видимости при помощи ссылок («Все материалы по теме», «Остальные статьи», «Отчеты за прошлый год», «Новости за прошлую неделю»)?
- Нужна ли на сайте обратная связь с посетителями? В какой форме ее лучше сделать? - Нужны ли пресловутая «книга отзывов» или форум, почтовая форма на сайте, или достаточно будет автоматически отсылающегося письма разработчику, если посетитель заходит на отсутствующую страницу по «битой» ссылке?
- Насколько обширной будет система статистики? Будет ли она регистрировать (помимо общего количества посетителей) ежедневную и постраничную посещаемость? Будет ли фиксироваться география пользователей и время, проводимое ими на каждой из страниц?
- Что на сайте должно быть необычно? Где именно можно проявить новаторство? Не повредит ли новаторство работе с сайтом как с инструментом получения информации? Что будет, если посетитель отключит активные сценарии, таблицы стилей, изображения, плагины (флэш и Java) или все вместе?
- Как содержимое сайта будет смотреться на экранах разной ширины? Дизайн страницы - фиксированной ширины или "резиновый" - автоматически адаптирующийся к ширине экрана дизайн.
- Как удобнее сделать меню доступа к остальным страницам? (сверху-слева-справа, постоянно раскрытые или раскрывающиеся списки)
- Как разграничить функциональные (на запуск сценариев) и навигационные (на другие страницы) ссылки?
Честно и непредвзято ответив на эти вопросы, разработчик неожиданно для себя на следующих этапах создания сайта столкнется с тем, что часть проблем он уже решил (точнее, он уже просто не заметит этих проблем).
В процессе обдумывания будущего сайта рисуется не только внешний вид главной страницы, но и абстрактная структура — разделы, страницы, динамические данные. При этом проектирование вполне может сопутствовать уже начавшейся работе. Я глубоко убежден, что веб -дизайн — это не только ремесло, требующее навыков, множества разнообразных знаний и профессионализма, но еще и искусство, позволяющее создавать работы, не повторяющие друг друга.
Этап разработки важен в первую очередь тем, что встречают все-таки по одежке. Что важно в дизайне? В первую очередь уместность его элементов, удобство использования и внешняя привлекательность — об этом нужно думать при создании каждой мелочи, и именно в такой последовательности.
По этой причине разработка дизайна — одновременно и наиболее, и наименее творческий этап. С одной стороны, именно в этот момент можно проявить свое творческое начало, новаторство, изысканный вкус, нестандартное видение и отсутствие стереотипов. С другой — именно «уместность и удобство» должны сдерживать разработчика при попытке создать что-то очень новаторское. Даже при очень необычном построении страницы посетитель должен хорошо представлять себе, как он может добраться до нужной информации, а также сразу увидеть то, ради чего и замышлялся сайт.
Новаторство в первую очередь должно проявляться в том, чтобы найти новые, более удобные пути решения обычных проблем. Почему, допустим, навигационное меню должно обязательно располагаться слева или сверху? Почему оно должно быть прямоугольной формы?
Вопрос: «Какой дизайн нужен для данного сайта?» — можно поставить и по-другому. Нужно понять, что будет на веб-странице, а затем решать, как это будет выглядеть. Потому что, только располагая какими-то объектами, можно решать, как их располагать.